МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель проекта — подготовка Рейтинга «Директоров по закупкам» путём изучения профессиональных характеристик руководителей подразделений по закупочной деятельности ведущих российских компаний, а также анализа    показателей закупочной деятельности данных организаций как конечного результата организованного ими процесса.

За последние десять лет рынок закупок претерпел существенные изменения. Появились новые механизмы контроля, новые возможности размещения контрактов и заключения сделок. Санкции и последовавшая за ними политика импортозамещения привели к необходимости существенного повышения эффективности закупочной деятельности, а также потребовали гибкости и умения оперативно реагировать на изменившуюся бизнес-среду.

Существует ряд предприятий, обязанных вести данную деятельность по федеральному закону №223, принятому в 2011 году. В их число входят предприятия с долей участия государства более 55%, естественные монополии, бюджетные организации и компании, занимающиеся регламентированными видами деятельности. В 2013 году принят также федеральный закон №44, который регулирует закупочную деятельность  муниципальных и государственных учреждений.

Несмотря на то, что частные коммерческие организации не обязаны использовать в рамках своей закупочной деятельности конкурсные процедуры, мы наблюдаем массовое вовлечение всё новых компаний в систему эффективной закупочной деятельности.

Профессиональное сообщество со своей стороны пытается анализировать тенденции в области торгово-закупочной деятельности в России. При этом большое внимание эксперты уделяют вопросу прозрачности закупок. Примером такого исследования является Национальный рейтинг прозрачности закупок, составляемый НП «Национальная ассоциация участников электронной торговли».

Другим примером является работа Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, который представляет рейтинг эффективности закупок государственных заказчиков регионального и муниципального уровней.

Выявлению лучших практик закупочной деятельности способствует премия «Лидер конкурентных закупок», учрежденная центром электронных торгов B2B-Center.

В исследовании Рейтингового агентства АК&М уделяется особенное внимание специалистам, которые осуществляют закупочную деятельность в ведущих российских организациях – директорам по закупкам. Во многом от их профессионализма зависит успех предприятия в этой сфере. Их деятельность безусловно оказывает влияние на весь процесс производства, конечную стоимость произведенных товаров или услуг и в итоге на конечные результаты деятельности предприятия. 

Для составления рейтинга агентство использует открытые данные компаний, а также данные, полученные от самих организаций путём анкетирования.

Методика рейтинга строится на сочетании как объективных и верифицируемых критериев, включая экономическую эффективность, прозрачность, конкурентность закупочной деятельности компании, так и субъективных факторов, в том числе оценке деловой репутации и профессиональных качеств директоров по закупкам со стороны их коллег.

Рейтинг AK&M оценивает профессионализм и призван выявить лучших специалистов среди руководителей закупочных подразделений крупнейших компаний.

 

2. ЭТАПЫ РЕЙТИНГА

Формирование списочного рейтинга директоров по закупкам компаний проводится в два этапа:

  • построение рейтинга директоров по закупкам, исходя из оценки качества организации закупочной деятельности компании и профессионального уровня самих директоров по закупкам;
  • уточнение рейтинга на основе оценки профессиональных качеств директоров по закупкам со стороны коллег.

Наличие критериев, опирающихся на объективную информацию о качестве закупок, позволит нивелировать возможное субъективное влияние опросных критериев.

2.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕЙТИНГА

Построение рейтинга директоров по закупкам, исходя из оценки качества организации закупочной деятельности компании и профессиональных характеристик директоров по закупкам.

Участниками первого этапа станут 600 крупнейших российских компаний. Всем компаниям будут направлены анкета и сопроводительное письмо с предложением принять участие в рейтинге директоров по закупкам. На основании информации, полученной из анкет, будет построен промежуточный рейтинг директоров.

В рамках анализа будут рассматриваться две группы факторов: факторы, характеризующие закупочную деятельность компаний, и объективные характеристики профессионального уровня руководителей по закупкам.

Участие в анкетировании является добровольным. Компании, не ответившие на анкетирование или предоставившие неполную информацию, не включаются в лонг-лист для составления рейтинга.

После завершения анкетирования и обработки анкет, исходя из оценки качества организации закупочной деятельности и профессиональных качеств директоров по закупкам, составляется промежуточный шорт-лист, включающий 50 директоров.

2.2. ВТОРОЙ ЭТАП РЕЙТИНГА

Уточнение рейтинга на основе оценки профессиональных качеств директоров по закупкам со стороны коллег.

На втором этапе оцениваются профессиональные качества директоров по закупкам с точки зрения коллег. Это будет сделано путем дополнительного опроса директоров по закупкам, попавших в промежуточный рейтинг второго этапа.

2.3. ИТОГОВЫЙ РЕЙТИНГ

Итоговый рейтинг будет сформирован на основании учета баллов, полученных по первому и второму этапу, с разными весовыми коэффициентами.

3. УЧАСТНИКИ РЕЙТИНГА

Список участников первого этапа будет формироваться на основании опроса 600 крупнейших компаний.

3.1. УЧАСТНИКИ ОПРОСА ПЕРВОГО ЭТАПА.

Опрос первого этапа ориентируется на сбор объективной информации о характере закупочной деятельности крупных и крупнейших российских компаний и качестве работы руководителей по закупкам этих компаний. Он проводится путём анкетирования непосредственно закупщиков. 

Принципы отбора участников:

  • Полнота и достоверность предоставления данных
  • Добровольность участия
  • Обоснованность участия

Полнота и достоверность предоставленных данных.

Всем компаниям из списка топ-600 будет предложено принять участие в рейтинге. 

В итоговый рейтинг войдут компании, ответившие на все вопросы анкеты. Анкеты с неполными ответами рассматриваться не будут.

Информация из анкет будет по возможности проверяться на достоверность. Для этого будут использоваться общедоступные данные, в частности, отчетность компаний, размещенная в открытом доступе. При возникновении спорных оценок по согласованию с участником рейтинга информация будет уточняться.

Добровольность участия

В промежуточный рейтинг войдут компании, давшие согласие на участие и обработку данных Рейтинговым агентством AK&M. 

Итоговое рейтингование первого этапа будет проводиться среди физических лиц – руководителей закупочной деятельности компаний. Их личное согласие на участие в рейтинге и согласие на обработку персональных данных являются обязательным условием участия в рейтинге. Наличие согласия этих специалистов станет ещё одним фактором отсева участников рейтинга.

Обоснованность участия

В рейтинг войдут руководители закупочной деятельности, внёсшие существенный вклад в создание и поддержание системы закупок анкетируемой компании. Специалисты, имеющие стаж работы на данной должности менее 6 месяцев, будут исключены из рейтинга текущего года.

3.2. УЧАСТНИКИ ОПРОСА ВТОРОГО ЭТАПА

В опросе второго этапа принимают участие директора по закупкам компаний, давших согласие на участие в рейтинге.

4. МЕТОДОЛОГИЯ

Рейтинг строится по принципу распределения средневзвешанных относительных значений различных критериев.

По каждому из критериев определяется место компании (специалиста) на нормированной линейке значений, то есть рассчитывается относительное значение критерия в диапазоне от 0 до 100.

Относительные значения критериев суммируется с учетом весовых коэффициентов, определяющих степень влияния критериев или групп критериев на итоговый рейтинг.

4.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕЙТИНГА

Построение рейтинга директоров по закупкам, исходя из оценки качества организации закупочной деятельности компании и профессиональных качеств руководителей по закупкам данных организаций

4.1.1. Алгоритм исследования первого этапа

Результатом первого этапа станет отранжированный список директоров по закупкам, построенный на основе объективных показателей оценки закупочной деятельности. Он будет строиться на основе двух групп частных отранжированных списков, построенных на основе оценки:

  • Закупочной деятельности компаний
  • Профессионального уровня директоров по закупкам

4.1.2. Критерии оценки закупочной деятельности компаний

В процессе исследования проводится анализ по двум типам критериев.

К первому типу относятся факторы, характеризующие размер и динамику закупочной деятельности. В нее входят:

  • общий объем закупок;
  • среднегодовой темп изменения закупок за трехлетний период, скорректированный на инфляцию;
  • отклонение показателя «Средний чек закупки» от среднеотраслевого значения;
  • среднегодовой темп изменения среднего чека за трехлетний период;
  • отклонение показателя «Соотношение объема закупок к выручке» от среднеотраслевого значения.

 

Ко второму типу относятся факторы, характеризующие качество организации закупок:

  • доля закупок, заключенных в электронной форме (собственные или сторонние ЭТП, ЕИС и т.д.), от общего годового объема закупок;
  • среднегодовой темп изменения доли закупок, заключенных в электронной форме (собственные или сторонние ЭТП, ЕИС и т.д.), от общего годового объёма закупок;
  • наличие в открытом доступе Положения о закупках компании или другого аналогичного документа;
  • наличие автоматизированного инструмента для работы с данными по номенклатурным позициям или системы управления нормативно-справочной информацией;
  • наличие автоматизированного инструмента по формированию плана закупок или планированию потребностей компании;
  • наличие автоматизированного инструмента для извещения потенциальных поставщиков о закупке;
  • наличие автоматизированного сбора предложений поставщиков;
  • наличие автоматизированного инструмента для заключения договоров с поставщиками;
  • наличие автоматизированных взаимоотношений с поставщиком по вопросам доставки и оплаты.

4.1.3. Критерии оценки профессиональных качеств руководителей по закупкам

 

Сведения из этого раздела войдут в открытую информацию, которая будет рассылаться участникам шорт-листа.

Критерии:

  • наличие у директора по закупкам компании профильного образования (основного или дополнительного);
  • наличие научных работ, публикаций по теме закупок за последние пять лет;
  • опыт работы в сфере закупок в целом;
  • опыт работы на должности директора по закупкам;
  • участие в общественных организациях в сфере закупок (экспертных советах, рабочих группах), выступления на профильных конференциях;
  • участие в разработке нормативных документов в сфере закупок (законопроектов, стандартов и т. д.).

4.2. ВТОРОЙ ЭТАП РЕЙТИНГА «Директора оценивают директоров»

Уточнение рейтинга на основе оценок профессиональных качеств директоров по закупкам со стороны своих коллег.

 

4.2.1. Алгоритм исследования второго этапа

Директора по закупкам компаний будут оценены своими коллегами. Предполагается, что руководители по закупкам хорошо ориентируются в профессиональном сообществе и могут объективно оценить своих коллег

Каждому из директоров по закупкам рассылается неотсортированный или отсортированный по алфавиту список участников, из которых он должен выбрать пять лучших, по его мнению, коллег и проранжировать их от 1 до 5. Так, участник, поставленный на 1-е место, получает 5 баллов, занявший 2-е — 4 балла и т. д.

Голосование за самого себя не допускается, и соответствующие баллы учитываться не будут.

4.3. ФИНАЛЬНЫЙ СПИСОЧНЫЙ РЕЙТИНГ

Финальный списочный рейтинг директоров по закупкам составляется на основе учета баллов, полученных в первом и втором этапе, с разным весовым коэффициентом.

Ограничение ответственности

Представленные основные подходы не являются как таковой методикой проведения рейтинга и показывают только основные направления исследования. На основании этих подходов разработана подробная методика расчетов, оценки и построения рейтинга. Методика утверждена на Рейтинговом комитете Агентства и будет использоваться для построения рейтинга «Топ-50 директоров по закупкам».

Рейтинг, а также любая информация и выводы, содержащиеся в методике или описании рейтинга, должны рассматриваться исключительно как мнение Агентства, а не рекомендация по каким-либо финансовым или инвестиционным операциям.

Рейтинговое агентство AK&M не принимают на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинга.

Рейтинговые оценки и исследования представляют собой мнение АО «Рейтинговое агентство AK&M»  и должны рассматриваться исключительно в качестве изложения точки зрения агентства. Они не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Агентство использует в своих расчетах информацию, предоставленную компаниями, полностью полагаясь на ее достоверность. При вынесении суждения АО «Рейтинговое агентство AK&M» может использовать информацию их других надежных, по его мнению, источников, однако агентство не проводит всестороннюю проверку исходных данных и снимает с себя ответственность в случае обнаружения недостоверности исходных данных.

АО «Рейтинговое агентство AK&M» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с Рейтинговой оценкой, совершенными агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в отчетах и пресс-релизах, выпущенных агентством.




Яндекс.Метрика